это реально и в наших церквях есть ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ ИЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ?
ТРЮКАЧЕСТВО В ПРОПОВЕДЯХ
Еще в 19 веке Чарльз Сперджен, замечая опасные небиблейские явления в евангельском движении, говорил так: "Дьяволу редко удавалось придумать более изощренную уловку, чем заставить верующих думать, что часть их миссии заключается в том, чтобы развлекать людей с целью привлечь их в церковь. Начав простой проповедью Евангелия, постепенно церковь смягчила свое свидетельство, потом стала закрывать глаза на легкомыслие, присущее современности, и искать ему оправдание. Затем церковь позволила этому легкомыслию проникнуть в свои стены. А теперь она приняла его под предлогом донесения Благой вести до более широких масс населения. Нигде в Писании не сказано о том, что церковь должна развлекать людей. Если это входит в обязанности христианина, почему Христос не говорил об этом? «Итак, идите и научите все народы, развлекая тех, кому Евангелие не интересно!» Таких слов мы в Писании не находим. Иисус вовсе не говорил об этом. Когда же появились люди, желающие развлекать других? Святой Дух ничего не говорит о них. Почему пророки испытывали отвержение, гонения, мучения? «…Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:38). Они были гонимы, потому что развлекали людей или потому, что обличали их?"
Если бы Христос ввел более яркие и приятные элементы в Свое служение, Он был бы намного популярнее. Когда многие отвернулись от Него и перестали следовать за Ним, Он не стал посылать Петра: «Петр, побеги за ними и скажи им, что завтра наше служение будет в другом стиле, более приятным, с очень короткой проповедью! Мы организуем приятный вечер для людей. Скажи людям, что им понравится! Поспеши, Петр, нам нужно во что бы то ни стало собрать людей!» Нет, Иисус жалел грешников, воздыхал и плакал над ними, но никогда не стремился развлекать их. Он обличал грешников и говорил, открыто о том зле, которое наполнило их сердца и препятствовало им познать истину. Помните его обличение фарисеев? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-78). Здесь нет ни малейшей попытки понравиться этим влиятельным людям.
"Мир никогда не воспринимал благовестие как добродетель. Он «не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2:14). Для мира благовествующая церковь — явление не только совершенно бесполезное, но и вредное. Здесь и возникает у христиан великое искушение: чтобы мир не гнал, нужно делать то, что он поймёт, что для него приемлемо. Именно этот скрытый, завуалированный, но ключевой мотив и объясняет опасное тяготение, наблюдаемое в современной церкви: «чтобы не быть гонимыми за крест Христов» (Гал.6:12). Когда Церковь благовествует неповреждённую истину, со стороны мира звучат неодобрительные возгласы: «Ваша проповедь нам не нужна! Сосредоточьтесь на благотворительности! Что полезного вы привносите в общество? Какая польза от вашей проповеди? Мы ждём от вас социальной активности». Тогда и возникает искушение угодить миру, войти в контакт с ним и делать то, что он приветствует, сделать нечто доброе, но, увы, превращающееся в великое зло, потому что это доброе становится соперником благовествования. Возможно, некто возразит: церкви можно успешно благовествовать, но при этом преуспевать и в благотворительности. Однако когда церковь для этой благотворительности организованно вовлекается в социальные, образовательные программы, в вопросы здравоохранения, в политическую жизнь, она уже не свободна, она уже ступила не на свою территорию, она уже взялась за вопросы, относящиеся к чужой компетенции. Господь не поручал церкви этих задач, это незаконное подвизание (2Тим.2:5). «...Берегитесь закваски... Иродовой»,— предостерегал Христос (Мк.8:15). Это значит, что церковь непременно утратит свободу и прежде всего в осуществлении великого поручения Христа. Здесь почти излишне обращать внимание на то, что значительные силы церкви будут отвлечены на другие задачи, а это уже неверность основному её призванию... Мы слышим и другое весьма распространённое мнение, насаждаемое и культивируемое в последнее время: якобы посредством вовлечённости в эти программы увеличиваются возможности церкви и её влияние на мир: «Бездомных нужно пригласить в церковь на обед, спортсменов — в церковный спортзал, тяготеющих к искусству — на церковно-театральное представление, а после этого им будет легче воспринять Благую весть». Рассуждающие так, вероятно, и не подозревают, что эта точка зрения по сути своей оскорбительна для Благой вести, а значит и для Господа нашего Иисуса Христа. Разве хлеб подают на десерт? Разве царскую весть провозглашают в последнюю очередь и как бы между прочим? Рассуждающие так, по всей видимости, и не задумываются, что эта ошибочная стратегия наполняет церковь невоз-рождёнными людьми, воспринимающими христианство всего лишь как приятный колорит к своему имиджу спортсмена или политика". П. В. Меркулов
"Христиане часто задают себе вопрос: как привлечь людей в церковь? На эту тему написано много замечательных книг. Но меня в последнее время волнует другой вопрос — почему церковь утрачивает привлекательность? Почему так много звучит грустных историй о том, что написанное на фасаде или звучащее со сцены, не соответствует действительности? И, к сожалению, часто эти истории оказываются правдивыми. Вместо того, чтобы заглянуть внутрь, мы, для более презентабельного облика, делаем «теологическую подтяжку лица», и «припудриваем себя мероприятиями». Различные промо-ролики, акции и флэш-мобы — это конечно впечатляет, но ненадолго. Не за комфортом и развлечениями люди идут в церковь... Лозунги и обещания давно всех «достали». Мы живем в стране, где уже не раз «всіх почули» и «ніколи не зрадили». Люди хотят увидеть жизнь. Слова, которые не расходятся с делами. Но вместо этого опять многообещающие заявления — «Церковь твоя семья!», «Мы любим вас»!" Н. Педченко
Вы только потратите зря время, если захотите исследовать Новый Завет, чтобы найти там «Евангелие развлечения». «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», — так проповедовал Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом», — пишет апостол Павел (2Кор. 5:20). Они обличали людей во грехах и, указывая на крест Христа, призывали их к покаянию. Следующим за покаянием был призыв к освящению. Христос и апостолы не просто призывали людей; они предупреждали о цене следования узким путем. С самого начала проповедь Евангелия включала в себя освящение и отвержение от мира. «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас» (2Кор. 6:16,17).
Все, что начинает напоминать собой развлечение, должно вызывать подозрение по причине его отсутствия в Писании. Первая церковь имела безграничную уверенность в Евангелии и не применяла другого оружия. После того, как апостолы Петр и Иоанн были брошены в тюрьму за свою проповедь, церковь провела специальное молитвенное собрание, но церковь не молилась: «Господи, помоги Своим рабам мудро и хорошо проводить время, чтобы мы могли показать этим людям, как мы счастливы». Нет! Они молились о силе проповеди. Они не переставали проповедовать о Христе. У них не было времени на организацию развлечений. Из-за гонений они были разбросаны по разным местам, но везде, где бы они ни были, они проповедовали Евангелие. Своей проповедью Евангелия они перевернули весь мир! В этом их великое отличие от сегодняшней церкви...
Многие нынешние ревнители благовестия посчитали бы необходимым применить все способности для индивидуального подхода к каждому слушателю, учесть склонности людей, их пристрастия, особенности менталитета. «Пастор должен уметь поддержать любой разговор,— сказал как-то известный баптистский служитель из Болгарии. — Он должен разбираться и в футболе, и в политике, и в культуре, и в философии». Об этих веяниях в современном христианстве известная христианская поэтесса Вера Кушнир сказала так: «Я всегда считала, что церковь должна отличаться от мира. Для того чтобы "улица" полюбила церковь, нет необходимости становиться похожим на неё. Улица должна увидеть в нас Христа и прийти в церковь не потому, что мы похожи на неё (улицу), а потому, что не похожи. Теперь почему-то церковь старается угодить той публике, которая находится за церковными дверями, чтобы погибающие грешники, не дай Бог, не почувствовали себя в церкви неуютно. Подгоняем церковь под стандарты мира — "пусть грешники почувствуют себя здесь как дома". Это в музыке выражается и в нормах поведения... За последние 50 лет мир гораздо глубже проник в церковь. Неудивительно, что и тематика проповедей изменилась. Тема греха ушла на задний план, призыв к покаянию не услышишь — мы боимся обидеть людей, сказать им, что они грешники. Раньше это всё было, и покаяний, примеров возрождения людей было гораздо больше. Теперь же мирским людям в церкви ничего не следует менять. Они просто понимают, что всё можно оставить, как раньше ("Бог тебя любит таким, как ты есть"), только в церкви, вдобавок ко всем мирским удовольствиям, ещё и небо предлагают. Церквей, проповедующих Благую весть, осталось очень мало. Ведь Благая весть заключается в том, что человек погибает, но у него есть шанс на спасение. Вместо этого проповедуется какой-то "добрый дядя" на небесах...»
Но что проповедовал Апостол Павел в Коринфе? Простые и благородные, умные и необразованные, властные и подвластные, слышали одно: «Не знаю ничего, кроме Христа распятого». Не ошибся ли Апостол? Правильно ли он рассудил? Соразмерен ли невод рыбе? На кого было рассчитано это одинаковое для всех слово? Ведь оно так непонятно: для одних — безумие, для других — соблазн... Понимал ли Павел, что политик, послушав его, недовольно поморщится, спортсмен посмеётся, философ покрутит пальцем у виска, простолюдин махнет рукой и пойдёт дальше, иудей предаст анафеме. Безусловно, понимал. Не из-за своей ограниченности он повторял для всех одно...
И, ещё, развлечение не приводит к желаемым результатам. Все, у кого тяжело на душе и кто обрел мир на нашем концерте, не молчите! Если есть среди нас пьяница, кому наше захватывающее представление помогло обратиться к Богу, пусть он поднимется! Но не случится ни первого, ни второго! Развлекательное служение не приводит к Богу! Насущная проблема современного служения заключается в серьезной духовности, объединенной с библейским учением, настолько понятным и ощутимым, что оно способно зажигать сердца людей. Когда усилия церкви дробятся на социально уязвимых или успешных, незначимых или влиятельных, чтобы удовлетворить их первичные плотские запросы и душевные, часто порочные, склонности, тогда существует опасность так и не достичь тех, кому Евангелие действительно адресовано. Благая весть провозглашается для жаждущих (Ин.7:37), желающих (Откр.22:7), труждающихся и обременённых (Мф.11:28), просящих, ищущих, стучащих (Лук.1:10).
"Трюкачество — использование всевозможных уловок для того, чтобы придать проповеди больше лоска и сделать ее захватывающей и увлекательной. Кажется, современная проповедническая братия не скупится для этого ни на какие ухищрения. То спустятся к кафедре на «тарзанке», то выйдут на сцену в костюме библейского героя, о котором собираются проповедовать, то превратят церковное здание в декорации. Использование цветомузыки и генераторов дыма на этом фоне выглядит уже как простая банальность. Анекдоты, фокусы, прыжки на сцене, предметные иллюстрации – все нацелено на то, чтобы развеять скуку прихожан и превратить проповедь в некое подобие театрального шоу. Однако, соревнуясь с миром в способности развлекать и развлекаться, Церковь обречена либо на заведомый проигрыш, либо на полное и окончательное уподобление миру. Не уподобившись миру, она проиграет войну за внимание публики, а уподобившись, перестанет быть Церковью. Но нужно ли идти по этому пути? Нужно ли играть с миром в его игры и по его правилам?" А. Прокопенко
Вот весьма важные слова Господа, обнаруживающие реакцию мира на истинное и спасительное слово: «Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их...» (Ин.17:14). Мир ненавидит посланников Христовых, идущих к нему со Словом Божьим. НЕНАВИДЕТЬ — значит выражать крайнее отрицание, отвращение и вражду. Именно так мир относился к евангелистам всех времён. И вот мы с удивлением наблюдаем разительную перемену в настроении мира сего по отношению к церкви, когда она перенацеливает свои силы на социальную, патриотическую, политическую деятельность. Цари и князья земные начинают понимающе кивать головой и обещать своё содействие, а пасторы и евангелисты вдохновляются такой поддержкой. Однако не та ли это скверная связь церкви-блудницы и царей земных, о которой повествует книга Откровение Иоанна Богослова: "подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле" (Откр. 17:1,2 ). Не то ли это горе, о котором говорил Господь Иисус Христос: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их» (Лук.6: 26).
Г. К. Крючкова: «Христос сказал людям: "Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы" (Ин. 7:7). Уходя с земли, Христос молился об учениках: "Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их..." (Ин.17:14). Христос передал им Свою миссию, послал их в мир, как послал некогда Отец Небесный в мир Христа. Он послал их продолжать начатое Им дело, и, когда они исполнились силой Духа Святого, стали людьми не от мира сего, мир стал гнать их. Сегодня мир ненавидит и нас. Мы для них как чужеродное тело! Мы не позволяем с собой заигрывать. Мир не может нас никуда вовлечь. Мы так крепко стоим на своих узких позициях, что нас совершенно бесполезно расшатывать! Апостол Павел хвалился крестом Господа Иисуса Христа, которым для него был распят мир, и он для мира (Гал.6:14). То есть Апостол Павел свидетельствует, что мир для него стал мёртвым. Он не находит ничего, что можно было бы взять для себя из мира. И мир, подступая к Апостолу, видит, что с этого подвижника Божьего тоже нечего взять! Апостол приобщился к благодати Божьей, к Духу Святому, исполнился силой свыше и шёл благовествовать распятого Христа. И это победное благовествование достигло Европы, а потом и нас с вами. И мы, возвещая смерть нашего Господа, возвещаем человечеству освобождение от грехов и вечную жизнь! Подлинные мужи благовествования — это мужи, которые силой Божьей сораспяты Христу, распяты для мира, и мир для них! Ничего нет общего между миром и подлинным благовестником Христовым! Но зато у таких благовестников восстановлена теснейшая связь с Богом, с благодатью Его, с Духом Святым. Такие мужи будут сильны продолжить миссию Христа так, как этого Он хочет!»
Да. На истинное благовестие, реакция мира однозначна — НЕНАВИСТЬ!
Люди возмущаются, когда открываются их злые пути. Каин убил Авеля ибо дел его были злы, а брата его были праведны. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет (1Ин. 3:20;12). Мир ненавидит тех, чьи симпатии и интересы не соответствуют ему. Причины ненависти: 1) Пребывание во Христе. 2) Принесение плодов праведности. 3) И проявление их.
Праведная жизнь, открытое свидетельство христиан, являются прямым укором делам мира (Ин.7:7; 1Ин.3:13). Робертсон задаёт многозначительный вопрос: "Ненавидит ли вас мир? Если нет, то почему? Стал ли мир более христианским, или христиане стали более мирскими?" Когда же отношение иное — это повод насторожиться. Когда мир зовёт к сотрудничеству и раскрывает объятья, истинная Невеста Христа отвергнет это. Она верна Христу и исполняет только Его повеление: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Несмотря на то, что большинство ОТВЕРГНЕТ, всё же некоторые ПОВЕРЯТ слову Христа.